Путь самурая - Журнал "БАНЗАЙ" Югра
previous arrow
next arrow
Slider
Путь самурая
Путь самурая: Что такое «школа гармоничного использования мягких и жестких методов ведения боя», и кому под силу в ней учиться?

Рассказывать о том, как развивается в Сургуте традиционное японское воинское искусство Дайто-рю Айкидзюдзюцу женщине, пожалуй, не так уж и просто. Ведь даже при всем том, что спустя много столетий учение стало доступно обывателям, усвоить эти знания могут далеко не все мужчины. Не говоря уже о представителях слабого пола. Да и информации о нем немного, в сравнении с более популярными мужскими хобби, вроде бокса, кроссфита или айкидо. «Школа гармоничного использования мягких и жестких методов ведения боя» — так переводится Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Здесь нет людей случайных, здесь каждый выход на татами может быть травмоопасным, если соперник неправильно оценит свои силы и сделает более резкое движение.


Из истории

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу возникло в семье японского императора Сэйва еще в IX веке нашей эры и получило свое развитие из древнейшего воинского искусства Тэгой. Для справки, Тэгой – это техника безоружной борьбы в целях защиты императора. Потомки Сэйва – Минамото начали систематизировать и развивать технику Дайто-рю, изучая анатомию человека на расчлененных телах павших в боях воинов. Постепенно искусство совершенствовалось на практике, то есть непосредственно в боях, а сама техника хранилась в строжайшем секрете и передавалась исключительно самураям клана Такэда. Вполне возможно, что до наших дней знания о воинском искусстве и не дошли, если бы не стечение обстоятельств, когда в XVI веке, по указанию правителя Каи Такэда Синген, его племянник и носитель знаний о боевой системе Такэда Кунигуцу переезжает в провинцию Айзу. При дворе он получил замок и земли и стал активно развивать древнюю технику своих предков. Все это время боевая система была также закрытой и знания о ней могли получить даже не все самураи, а только те, кто имел самый высокий ранг. В 1868 – 1869 годах, во время поражения в войне Босин, клан Айзу лишился своих земель, и главный советник клана Сайго Таномо в кратчайшие сроки обучал и передавал тайные знания о технике наследнику рода – Такэда Сокаку. Именно он и объединил весь опыт самураев, дав название воинскому искусству, дошедшее до наших дней – Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Дословно его можно перевести как «школа воинов замка Дайто, гармонично использующая мягкие и жесткие методы ведения боя». А уже в конце XIX века Такэда Сокаку решил передать знания более широкому кругу воинов, он стал обучать потомков самурайских родов, военных и даже полицию.

В Дайто Рю Айкидзюдзютсу изучаются удары, броски, удержания, захваты, фиксации, искусство боя мечом и иными видами оружия.


Душа самурая

В японском древнем мече, как говорили самураи, живет душа. В воина, мужчину, так уж повелось, природой заложено проявлять себя и показывать свою душу через бой. Занятия Дайто-рю помогают современным мужчинам стать сродни древним воинам. Роднит их, надо отметить, не только владение техникой обороны и защиты своей земли и семьи, но и умение принимать правильные решения, быть смелым и решительным, желание постоянно работать над собой.

Клуб восточных единоборств Дайто-рю Айкидзюдзюцу в Сургуте существует с 1997 года. Основателем и первым учителем древнейшей техники воинского искусства в городе был Александр Дробницкий. В 2009 году от основного клуба отходят два ответвления, – в то время меняется и состав наставников клуба. Спустя год (в 2010 г.) в Среднеуральске последователи Дайто-рю в Сургуте, а именно Константин Волохов и Евгений Свинцицкий знакомятся с Владиславом Козловым (ныне глава г. Среднеуральска в Свердловской области), обладателем пятого дана в Дайто-рю (он является самым высоким в этом виде единоборств). Почетный статус Сибирского отделения Дайто-рю Айкибудо Сейшинкай России клуб получил в мае этого года, когда в Сургут приезжал Владислав Козлов. Сейчас официально у клуба есть два додзё, – Чикара («Сила» в переводе с японского) и Кокоро («Сердце» в переводе с японского).

Противника нужно сломать

Технический директор клуба «Дайто Рю Айкидзюдзютсу» в г. Сургуте, инструктор додзё Чикара Евгений Свинцицкий пришел в Дайто-рю Айкидзюдзюцу еще в 2003 году. Совершенствовать свои умения он ездил даже в Японию, на родину воинского искусства, где учился у последователей Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Главная задача такого обучения, как считает сургутянин, – овладеть техническим набором средств, навыками их применения и умением владеть собой в ситуации, когда необходимо защитить себя и своих близких, свою честь и достоинство. Как говорят в клубе, эта техника учит вовремя вставить клин в атаку противника, используя ударную технику Айкикэмпо, перейти на болевое удержание и обезвредить противника. Это сегодня последователи Дайто-рю Айкидзюдзюцу размышляют гуманно, а вот раньше, когда техника только формировалась, самураи понимали задачу буквально, и если уж шли до конца, то обезвреживали соперника на все 100%. Ведь если противник вновь поднимется на поле боя, то может быть опасен.

– Если доводить технику до финальной стадии, то противника нужно сломать – в прямом смысле слова. Когда перед тобой стоит подготовленный противник и ты понимаешь, что если сейчас он тебя атакует, то сможет сломать тебе руку, навредить, то необходимо собрать всю волю в кулак и за доли секунды принять правильное решение, чтобы победить. Если рассмотреть ситуацию бытовую, когда на улице на тебя нападает хулиган и бой может закончиться пробитой головой, ударами ногами и прочим, техника Дайто-рю не так жестока. Мы как раз учимся просчитывать на несколько шагов вперед, чтобы не допустить этого. И тем не менее, я считаю, что если в такой ситуации причинить средней тяжести вред здоровью человека, угрожающего вашей жизни, то это более щадящий вариант развития событий, – поясняет Евгений Свинцицкий.

Потому и говорят, что в Дайто-рю оттачивать технику тренировкой мышц недостаточно. В основе лежит гораздо больший смысл, нежели простое физическое воздействие. Некоторым ученикам такое «просветление» дается, но большинству достаточно и того, что они могут отточить мастерство физически.

Доверить знания можно не всем

Попасть сюда могут далеко не все желающие. Точнее сказать, берут в клуб практически всех, только вот спустя пару месяцев из десятка новичков в лучшем случае останется один-два, которые действительно проникаются идеей Дайто-рю Айкидзюдзюцу.

– К нам приходят люди с разными целями. Когда мне говорят, что хотят научиться драться в кратчайшие сроки, то я сразу советую пойти на спортивные единоборства: это не наша методика. Когда идут с целью заниматься для того, чтобы уметь постоять за себя, и понимают, что на это потребуется время, мы, конечно же, их берем. Вопрос в том, насколько они проникаются этой идеей, – рассказывает Евгений Свинцицкий.

В Дайто-рю существует термин «кандидат в ученики». Ровно год от начала посещения таких занятий учителя смотрят на кандидата и тщательно оценивают его личностные качества.

В этот промежуток времени ему не дают большого количества знаний, если не сказать больше – в сакральные знания древнейшей техники его не посвящают.

– Необходимо понимать, сможет ли этот человек правильно распоряжаться этими знаниями, как он будет их применить в неоднозначных случаях. Эту технику ни в коем случае нельзя использовать без здравого смысла, – она должна опираться на закон, моральные ценности и логику. Да, мы можем обучить человека тайной технике, благодаря которой в бою он одержит победу, но нужно помнить, что последствия для соперника могут быть очень серьезными, губительными, – поясняет Евгений Свинцицкий.

Беспрерывный цикл саморазвития

Виталий Гукенгеймер пришел в сургутский клуб Дайто-рю Айкидзюдзюцу всего три года назад.

– 20 лет назад я начинал заниматься каратэ. Потом был период, когда я забросил занятия надолго. Быт закрутил. Но я понимал, что мне необходимо найти занятие для себя. Ходил в спортзал, но спустя три года «качалки» понял, что это бессмысленно: убиваешь время, становишься все больше и больше, а чувства удовлетворения так и нет. В итоге я абсолютно случайно узнал о том, что в Сургуте есть клуб Дайто-рю Айкидзюдзюцу, – вспоминает Виталий Гукенгеймер.

Из кандидата в ученики Виталий вскоре дошел до помощника инструктора, фукушидоин, что в воинском искусстве считается почетным званием. Сейчас он уже может преподавать в додзё Кокоро начинающим ученикам. Как считает спортсмен, называть это занятие хобби неправильно, ведь совершенствование себя в Дайто-рю происходит не только на занятиях в зале, – этот процесс, пожалуй, не прерывается никогда.

– Первый год я каждый день чувствовал боль во всем теле. Болели суставы, мышцы, было тяжело, признаюсь. Потом привык к таким нагрузкам. На самом деле тренировок гораздо больше. Три раза в неделю мы встречаемся в зале. Постоянная работа над собой проводится также вне зала, дома, в свободное время. Каждый, кто заинтересован в результатах и продвижении вперед на этом пути, находит время, чтобы дополнительно заниматься (делать специальные упражнения, работать с Иайто (японский незаточенный меч) и прочее. Как правило, в зале нет времени, чтобы этим заниматься, много техник в арсенале школы, которые нужно изучать, – поясняет Виталий Гукенгеймер.

Успех на татами = успех в жизни

А технический директор сибирского отделения Дайто-рю Айкибудо Сейшинкай в Сургуте Евгений Свинцицкий добавляет: «Занимаются в клубе, как правило, стремящиеся к успеху в жизни люди».

– Дайто-рю требует фокусировки внимания, и во многом личностный рост в жизни определяет его развитие в этом воинском искусстве. Если человек четко идет по карьерной лестнице, видит свой результат, делает правильный анализ и грамотно выбирает следующее действие, то он априори будет успешным. В боевом искусстве Дайто-рю Айкидзюдзюцу эта формула является определяющей. Именно поэтому посещают клуб Дайто-рю в Сургуте, как правило, уже состоявшиеся люди.

Не воспитывать, а показывать путь

Занимаются в клубе абсолютно разные люди: нефтяники, газовики, бизнесмены, офисные работники и люди рабочих профессий. Сбросить напряжение после трудового дня, сменить костюм на кимоно и услышать себя в процессе тренировочного поединка – именно с такой целью приходят сюда мужчины. Очень редко в этот клуб хотят попасть юноши. Точнее сказать, приходят они, возможно, и с большим желанием, вот только несформировавшихся воинов учителя не всегда берутся «воспитывать».

– Тот объем информации, который получает несформировавшийся «воин» из окружающей среды, далеко не всегда идет на пользу. Ее необходимо еще и фильтровать, выбирать правильные приоритеты для себя. Брать ответственность за то, как будут применены молодым человеком знания при неправильной оценке ситуации (а иногда – и ради удовлетворения личных амбиций), мы не можем… И, как правило, работаем уже со взрослыми людьми, которые хотят не просто овладеть техникой в физическом плане, но и могут понимать ее содержание, ее глубокий смысл. Мы не можем быть воспитателями, – говорит Евгений Свинцицкий.

Четырехчасовой марафон

Парадоксально, но в этом виде воинского искусства остерегаться нужно новичков, ведь именно они могут нанести увечья, не чувствуя соперника и распоряжаясь своей силой без точного расчета. Находить равновесие и держаться в бою достойно – умение, которое приходит с опытом. К слову, совсем недавно таким опытом инструкторы Сибирского отделения Дайто-рю Айкибудо Сейшинкай делились с различными сургутскими школами боевых искусств. Мероприятие было организовано неформальным объединением «Сургутский открытый Союз боевых искусств». В четырехчасовом мастер-классе приняли участие представители федераций Реального айкидо в Сургуте, ЦГПП «Флагман», Айкидо Ешинкан, Айкикай, Мусубикай, а также Киокушинкай каратэ.