В Югре, Путешествия, Событие

Сибирская Мекка

От:

Уникальный природный заповедник, парк Нумто… Что особенного в этом странном месте? Первое, чему удивляешься, читая про него, — это богатству природного разнообразия. В многочисленных природоведческих статьях, посвященных парку, описываются виды птиц и растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Среди них 10 особо редких птиц, таких, как скопа и орлан-белохвост — невероятно красивые, грациозные птицы, которых стоит увидеть в дикой природе. Само же озеро богато окунем, налимом, пелядью, щукой, а также ельцом и даже нельмой — рай для любителей рыбной ловли и исследователей северной фауны.

Настолько же разнообразна и флора здешних мест: на территории парка произрастает кедр, лиственница, большие массивы сосняков-беломошников. Кедр у хантов ассоциируется с деревьями злых духов, а березы — с добрыми. К тем и к другим деревьям местные жители приносят подаяния. Важно соблюдать гармонию, чтобы никого не обделить. Каждое явление природы для коренных народов сакрально, одухотворено. Каждый элемент играет важную роль в поддержании вселенской гармонии.

Настолько богатое и колоритное природное разнообразие обусловлено поистине уникальным сочетанием озерно-болотных, тундрово-болотных и лесных ландшафтов. Часто ли где‑то еще можно встретить такое невероятное сочетание? Greenpeace — ярый защитник коренных народов, угодий и первозданного уклада жизни, в поддержку парка Нумто пишет: «Может быть, если ещё в школе совершить хотя бы виртуальное путешествие в мир болот и узнать его обитателей, мысль о промышленном освоении этих мест не придёт нам в головы?». С этими словами нельзя не согласиться.

Болотистая геология Севера располагает к образованию всяческого рода водоемов. Так чем же Нумто отличается от остальных подобных мест? Даже бегло рассматривая окраины на google-картах, можно сразу понять, где находится Нумто. Оно визуально выделяется среди остального болотистого, испещренного крохотными пятнами, ландшафта: большое, широкое, на самой границе двух округов. Значительнее него на карте выделяется только озеро Пякуто — из‑за контрастного темно-красного цвета. Духовно эти два озера связаны. Но об этом позже.

Нумто — место, наделенное не только природной, но еще и этнической ценностью. На территории парка издревле проживают сразу два этноса — лесные ненцы и казымские ханты. Первый — самая редкая, исчезающая группа ненцев. Общая их численность — около 1500 человек.

К слову, именно ненцы — тот самый народ, предки которого некогда стали свидетелями жизни загадочного племени — сихиртя — обладавшего феноменальными способностями, гораздо более продвинутого технически, чем соседние племена. И доныне в ненецкой мифологии сохранились рассказы об этом загадочном низкорослом народе: согласно легендам, однажды сихиртя навсегда ушли под землю; изредка выбираются наружу лишь по ночам, наводя ужас на свидетелей их появления. Сами ненцы сильно боялись этих «сихиртя-богов» — те могли красть их детей, наводить порчу, порождать галлюцинации. Тем не менее, нередки были случаи и дружелюбного сосуществования, и даже свадеб между представителями двух племен. Этнологи на этот счет приводят только предположения, кем же были эти сихиртя, откуда они пришли, куда исчезли. Единого мнения по этому поводу нет до сих пор.

Насколько богата таинственными притчами мифология коренных народов Севера, настолько велик вклад в нее этносов озера Нумто. В хантыйской мифологии есть бог Торум, в мансийской его аналог — Нум. Этот бог отождествляется в обеих культурах с небом — высшим сакральным проявлением. И как в исламе мечеть Аль-Харам в Мекке, а в христианстве Святая Земля — в хантыйских и мансийских верованиях тоже есть места особого почитания, места, поддерживающие веру, словно столпы, места с историей, уходящей в глубину веков. Так вот Нумто — одно из таких мест. Если не самое, то одно из самых важных для религиозных обрядов двух народов. Ведь Нумто для них и есть тот самый верховный бог, бог-небо, Нум-Торум — великан, лежащий на земле; одно из священных мест, через которые бог спускался на землю. И, как можно догадаться, название Нумто — сочетание двух вариантов названия бога неба у хантов и манси. Таким образом, озеро Нумто — некий символ дружбы между двумя живущими по соседству культурами.

Считается, что озеро — это туловище богатыря, один из заливов — Ухлор — его голова, два острова на Ухлоре — глаза, реки, впадающие и вытекающие из озера, — руки и ноги древнего божества, а остров в середине озера — его сердце. Жена Нум-Торума — красавица Калтась-эква — богиня милосердия, сострадания, поддержки — самых нежных и добрых человеческих качеств. В мансийской мифологии Калтась отождествляется с зарей. Когда Калтась распускает свои золотые волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет» — так изящно описывают ее в своих песнях манси. В сказках по косам богини, достающим до самой земли, Нум-Торум спускает и поднимает на небо персонажей мансийской мифологии. Некоторые ее образ географически сопоставляют с озером Пякуто.

Сердце древнего богатыря Нумто — Святой остров — находится в самом центре озера. На этом острове издревле проходят различные обряды. В это сакральное место женщинам вход воспрещен — такая практика типична для культуры здешних народов.

Неприкосновенным до недавнего времени оставалось и само озеро, несмотря на столь большое разнообразие рыбы. Нельзя было заниматься рыболовством на этом озере, но в тяжелые времена Великой отечественной войны верховный бог стал в буквальном смысле кормить местных обитателей — запрет был снят. Однако до сих пор действует запрет на ловлю сетью на месте «шеи» бога — в узком месте между Ухлором и основной частью озера. Считается, что в здешних местах обитают духи, готовые прийти на помощь в трудную минуту. Из-за этого осквернять святое место вырубкой деревьев и ловлей рыбы ни в коем случае нельзя. За многие века богатырь-Нумто не растерял уважения и почтения у хантов и манси.

Вода в мансийских мифах играет ключевую роль. Согласно им, именно из воды произошел весь остальной мир. Изначально все пространство было покрыто водой. И даже сам верховный бог Нум не знал, что под толщей воды может что‑то скрываться. Затем с неба спустилась гагара Лули. Она нырнула под воду и взяла со дна кусочек глины. Из него и была создана суша. После этого Нум создал человека, а Нга — главный злой бог — одухотворил его. Нум достал с неба кремень, Нга — железо из‑под земли — так они зажгли первый огонь. Таким образом, Нум обладал небом, Нга — подземным ледяным миром, а старуха Я-небя была хозяйкой наземного мира, покровительствовала людям. В ненских мифах покровительница людей — жена Нума, Калтась-Эква.

Кстати, до некоторых пор из озера Нумто нельзя было даже черпать воду для собственных нужд. Вода у древних народов особенно уважаема еще и потому, что на ней обитают пользующиеся особым уважением водоплавающие птицы, в том числе и гагара — ведь именно она стала посредником между небесным и подземным мирами, достав со дна первый кусочек суши, на котором родился человек. Краснозобая гагара осмелилась невероятными усилиями достать со дна кусочек суши, а чернозобая помогла ей отстраивать острова из земли, в то время как ворон отмерял сотворенные земли. Водоплавающая птица — одно из немногих животных, имеющих связь со всеми тремя сферами, на которые делится мир по представлениям народов — она летает в небе, обитает на суше и способна нырять под воду. Не зря гагара у манси — это еще и тотемная птица. И тем более удивительно, что обе птицы — чернозобая и краснозобая гагара — обитают в парке Нумто. Одни прилетают сюда ненадолго, а другие гнездятся.

Неподалеку от озера Нумто располагается одноименная деревня — центр человеческого обитания в природном парке. Единственный магазин здесь работает всего несколько часов в сутки, а добраться до деревни можно пешком или по воздуху — вертолет приземляется раз в неделю. Тем не менее, это невзрачное и неприступное с виду место стало некогда центром Казымского восстания — противостояния коренных народов вторжению советской власти и изменению древнего уклада жизни. Некогда в районе реки Казым строилась культбаза, на территории которой расположилась школа-интернат для хантыйских и мансийских детей. На строительство базы нужно было много древесины, которая нещадно вырубалась представителями новой власти. А школа была обязательна для посещения детей народов, ведущих кочевой образ жизни. Такое положение дел было неприемлемо. Ведь если дети в отрыве от родителей будут приобретать неестественные для своей культуры знания — они отдалятся от мудрости предков, позабудут свои корни, оборвут многовековую историю — ее попросту некому будет нести будущим поколениям. А если сын не продолжит дело отца — некому будет держать стада оленей, а это само по себе катастрофа, ведь олени — главное богатство кочевых семей. У каждого из членов семьи есть свой олень. Такая резкая смена курса рушит до основания то, что строилось веками.

На сегодняшний день многие научные работы посвящены северным народам, регулярно ведется мониторинг численности видов, фиксируются различные природные изменения, а создание из местности парка официально закрепило его в качестве объекта, имеющего государственное значение.

Увы, в наше время природный парк Нумто — площадка для многолетних споров между представителями природного парка, коренными народами и представителями нефтяной промышленности. Большой массив материалов, связанных с Нумто, касается именно этого конфликта, где каждая сторона пытается искать компромиссы и отстаивать свои интересы. Активную роль в освещении проблемы сыграл Greenpeace, публикуя материалы, призывающие помочь сохранению первозданного состояния природного парка.

Нумто — прекрасный вариант для этнотуризма. Здесь, в почти не тронутом цивилизацией уголке земли, можно приобщиться к культуре народов, населявших Землю на протяжении многих веков. А в центре этого уникального мира — озеро, сформировавшееся несколько тысячелетий назад — в период, когда природа почиталась и была неотъемлемой частью жизни людей. Пожалуй, зная все это, желание искать какие‑то особенности отпадает само собой.


Игорь Круз

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий