Создатель легенд - Журнал "БАНЗАЙ" Югра
previous arrow
next arrow
Slider
Создатель легенд

Существует фраза «Фильм может снять любой, но только Стивен Спилберг сделает из него шедевр». Многие актеры мечтают сниматься у него, и, если им удается
попасть в проект, интересуются гонораром в последнюю очередь.


Сам Спилберг говорит о своей работе: «Раз в месяц небо падает мне на голову. В эту минуту я очень ясно вижу перед собой фильм, который буду снимать». Судя по его картинам, есть чувство, что здесь и правда не обходится без чудес. Один из самых знаменитых, успешных и влиятельных режиссеров Голливуда, да и всего мира, трехкратный оскаровский лауреат.
Из сотни самых известных и кассовых фильмов Голливуда его авторству принадлежат семь. «Инопланетянин», «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», «Спасти рядового Райана», фильмы о приключениях Индианы Джонса… Многие из его картин сразу же после премьеры стали стопроцентными хитами и классикой на все времена. Есть ощущение, что этот человек владеет неким чудесным знанием о том, как создавать легенды.

Человек-камера

Спилберг родился 18 декабря 1946 года в городе Цинциннати и был старшим ребенком в семье из шести человек. Его родители были ортодоксальными евреями, и имели русские и украинские корни. В доме говорили на трех языках – английском, русском и идише. Позже они переехали в штат Аризона, где Спилберг учился в школе. В детстве он страдал от дислексии – нарушения, когда человек не может читать и писать, при этом оставаясь способным к учебе. Одноклассники смеялись над ним, преподаватели не считали нужным разбираться в его проблеме и считали просто ленивым. Это сделало его замкнутым, и он много времени проводил у телеэкрана.

Но вот его собственные слова об этом времени: «Я никогда не чувствовал себя жертвой. Кино, на самом деле, мне очень помогало… спасало от стыда, от чувства вины. Способность делать фильмы позволяет убегать от проблем. Всякий раз, когда я чувствовал себя аутсайдером, фильмы возвращали мне ощущение уверенности в себе».

Всё изменилось после поистине чудесного подарка, сделанного отцом, – 8-миллиметровой камеры. Съемки настолько захватили Стивена, что дома он получил прозвище Человек-камера, поскольку не расставался с ней ни на минуту. Надо сказать, что и отец, и мать всячески поддерживали начинания сына. Они, как и сестры Стивена, стали первыми актерами в его фильмах.

В возрасте 11 лет Стивен снял фильм-вестерн, который длился всего 9 минут, за что получил один из бойскаутских значков. В 12 лет он выиграл конкурс молодых кинематографистов, приняв в нем участие с военной драмой «Побег в никуда».

Когда Спилбергу было 16, он написал сценарий и снял фантастический фильм «Небесные огни». Съемки обошлись всего в 500 долларов. В фильме снялись его школьные друзья, а снимали фильм в гараже. Музыку написал сам Стивен, играя на кларнете. Фильм был продемонстрирован в кинотеатре в Аризоне, и его смогли увидеть 500 человек. Кинотеатр взял с каждого по одному доллару за вход, но, скорее всего, кто-то положил двойную стоимость, так как после показа Стивену Спилбергу достался целый доллар.

Несмотря на это, его целых три раза не приняли в Школу кинематографии в Южной Калифорнии – оценки были слишком низкими. Много лет спустя, когда Спилберг стал знаменитым режиссером, эта же школа захотела присвоить ему почетную степень. Он согласился с условием, что на дипломе будет стоять подпись того человека, который подписывал отказы. Также Спилберг делает ежегодные денежные пожертвования школе.

Эра блокбастеров

В 1968 году короткометражная картина «Эмблин» заинтересовала компанию «Юниверсал». Так Стивен Спилберг получил свою первую работу в большом кино. Именно здесь он снял несколько телефильмов и свой первый большой заметный фильм – «Шугарлендский экспресс», который был очень тепло встречен и зрителями, и критикой.

Но, конечно, настоящим прорывом стал триллер о гигантской акуле – «Челюсти», который побил рекорд по кассовым сборам и удерживал его несколько лет.

Во время съемок Спилберг не чурается личных чудачеств, и, возможно, это тоже помогает ему создавать такие удивительные фильмы.

На остров Мартас Виньярд, где проходили съемки фильма, Спилберг взял свою подушку, которую набил стеблями сельдерея — он находит этот запах успокаивающим. Также он не пришел на съемки последней сцены, где акула взрывается — был уверен, что съемочная группа собирается бросить его в воду после команды «снято». С тех пор Спилберг завел традицию не приходить на съемки финальной сцены каждого фильма, который он режиссирует.

Съемки вышли за рамки бюджета, но Стивену удалось убедить продюсеров, и они не прогадали – фильм получил три «Оскара» и 470 миллионов долларов сбора. С этого времени началась эпоха голливудских блокбастеров, но мало кто снимал их лучше самого Спилберга. Вскоре появились фильмы «Инопланетянин» и «Парк Юрского периода».

Спилберг – не только кинематографический гений, но и один из двух самых богатых людей Голливуда. Второй, конечно же, Джордж Лукас. Более того, Стивен Спилберг,
не имея отношения к первым «Звездным войнам», получает 2,5% от них. Однажды во время съемок первых «Звёздных войн» Джордж Лукас пришел на площадку, где Стивен

Спилберг снимал «Близкие контакты третьей степени». Лукас сказал, что фильм Спилберга ждет больший успех, но тот не согласился. Тогда режиссеры заключили сделку, по которой каждому достанется по 2,5% от прибыли чужой картины. С течением времени стало ясно, что Спилберг был прав, и выиграл от этой сделки гораздо больше.

По сути, именно с «Челюстей» началась продолжающаяся и по сей день эра блокбастеров. Многие пытаются снимать их по рецептам Спилберга, но мало у кого это получается лучше, чем у него самого: вслед за «Челюстями» самыми кассовыми фильмами всех времен стали «Инопланетянин» и «Парк Юрского периода».

«Чем старше я становлюсь, тем больше воспринимаю фильмы, как что-то волшебное», – говорит Спилберг, и возможно, в этом отношении к кинопроизводству как к некому чуду кроется часть его секрета.

После премьеры «Инопланетянина» Стивена буквально носили на руках, и он, вместе с юными актёрами фильма стал предметом всеобщего обожания. Но не все среагировали на фильм так однозначно. Посмотрев «Инопланетянина», известный телеевангелист Джимми Сваггарт объявил Спилберга «агентом Сатаны» и назвал E.T. «чудовищем из ада».

Исторические драмы

Спилберг всегда хотел снимать не только зрелищную и развлекательную фантастику. «Я люблю всех, чьи мысли идут дальше ведерка с попкорном» – говорил он. Недаром на его рабочем столе под стеклом хранятся оригинальные сценарии фильмов Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» и «Касабланка», он хранит дома и знаменитые санки из реквизита ленты «Гражданин Кейн».

«Я стараюсь делать свои фильмы такими, как будто их снимали разные режиссеры, — сказал однажды Спилберг. — Мне не хочется навязывать свою манеру чуждому ей материалу, поэтому я регулярно пытаюсь ее изменить».

В полную силу драматические возможности режиссера воплотились в «Списке Шиндлера», истории немецкого бизнесмена, пожертвовавшего состоянием, чтобы во время Холокоста спасти жизни сотням людей. Спилберг долго сомневался в своих способностях снять этот фильм, предлагал его то Полански, то Скорсезе, но в итоге сделал сам. Фильм получил «Оскары» за лучшую режиссуру и фильм года.

Этот фильм должен был стать самой дорогой черно-белой лентой в истории кинематографа, но и тут не обошлось без чудес. Спилберг не взял ни единого доллара за свою работу над фильмом, так как посчитал неэтичным брать деньги за историю Холокоста, унесшую столько жертв. У него было разрешение снимать в Освенциме, но он отказался от этой возможности из уважения к погибшим.

Через пять лет Спилберг продолжил тему войны в фильме «Спасти рядового Райана». Еще одно чудо – его работоспособность. В это время он уже был в солидном
возрасте. Актер Мэтт Деймон как-то на спор попытался в течение дня следовать за Спилбергом и отслеживать все его решения и действия. Но он сдался еще до обеда, потому что у него просто отнялись ноги и заболела голова. Спилберг же работал в таком режиме почти каждый день. «Если принимать работу слишком близко к сердцу, она вас убьет. Представьте: 100 человек бегают вокруг, делают свою работу, пытаются потрясти своих партнеров, роняют вещи, делают ошибки, плачут над ними, теряют над собой контроль, запираются в гримерках, плюются кофе и сорят деньгами — а вы просто сидите, смеетесь и говорите себе, что кинобизнес — это великолепный, дурманящий карнавал».

Лента была номинирована на «Оскар» 11 раз, собрала в прокате около 500 миллионов долларов, стала новой эпохой и эталоном жанра военных кинокартин.

Одной из последних режиссерских побед стал фильм «Линкольн» – лента о нескольких месяцах из жизни президента США. И, скорее всего, это далеко не последний фильм в ряду шедевров Спилберга. Мы будем восхищаться его работами еще много раз и гадать, в чем секрет его грандиозного успеха и невероятного таланта.

Личная жизнь

В личной жизни режиссер счастливо женат на актрисе из второго фильма об Индиане Джонсе, Кейт Кэпшоу, с которой вместе они воспитали семерых детей. Также у него есть две крестные дочери – актрисы Дрю Бэрримор и Гвинет Пэлтроу. О своей семье он много говорит в интервью: «Я не работаю по выходным, и вот почему — всё свободное время я посвящаю своим детям. Я стараюсь ужинать дома так часто, как только могу».

Спилберг не только успешный режиссер, но и очень интересный человек. Из маленького мальчика, над которым смеялись одноклассники, он вырос в одного из самых известных во всем мире кинохудожников.

У него еще много планов на будущее, и возможно, мы увидим еще одно чудо – совсем нового Спилберга: «Я бы очень хотел – но пока этого не сделал – снять настоящее кино о любви. А еще я бы хотел снять такой старомодный мюзикл: поют-говорят, говорят-поют. И танцуют».